Понедельник, 29.04.2024, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Адвентизм седьмого дня. (Продолжение 3.)

Недавние споры о доктрине судебного следствия

Многих современных ученых, изучающих Адвентистов, больше волновала не точная природа “пророческого духа”, ниспосланного Елене Уайт, а доктрина судебного следствия. Эти два положения церкви тесно взаимосвязаны друг с другом, поскольку последнее было подтверждено одним из ранних видений Уайт, и если его подвергнуть сомнению, то, тем самым, будет поставлено под сомнение вообще все ее пророческое служение. Однако вскоре учение о судебном следствии стало вызывать разногласия в церкви в связи с тем, что ему нельзя найти подтверждение в Библии, и потому, что оно преуменьшает значение искупительной жертвы Христа и доктрины оправдания только по вере. Доказано, что эта доктрина отрицает завершенную работу Христа на кресте, подчеркивая, что Его искупительная работа продолжается. Несмотря на харизматический дар пророческих высказываний и “свидетельств”, данных Уайт, можно легко доказать, что это учение противоречит текстам Писания, что и попытались сделать многие Адвентистские теологи. Однако опровергнув это традиционное учение, они были изгнаны из церкви, которую хотели реформировать.

Исследования Дезмонда Форда

Наиболее выдающимся из этих теологов был Дезмонд Форд, австралиец, который, наряду с сотнями других учителей и пасторов, был изгнан из церкви. Его рукоположение было “аннулировано” в 1983 г. после того, как он стал отрицать важность и значимость 1844 года и указал на восемьдесят учений Адвентистов седьмого дня, основанных на доктрине судебного следствия, которые нельзя подтвердить Писанием. В ответ на жесткое противодействие со стороны лидеров церкви, Форд занял примирительную позицию: “Мы вовсе не противники церкви, — уверял он, — мы только хотим, чтобы она была полностью согласована с Писанием. Проблема в том, что администраторы не достаточно хорошо осведомлены. Ученые Адвентистов седьмого дня уже несколько десятилетий не преподают доктрину судебного следствия и не пишут по ней никаких трудов”49 .

Суть доктрины

В чем заключается доктрина судебного следствия? Многие Адвентисты не смогли бы ответить на этот вопрос, а многие пасторы признались бы, что если они и проповедуют эту доктрину, то очень редко. Однако значительная часть Положения о Вероучениях деноминации посвящена именно этой доктрине. Статья двадцать третья данного Положения в редакции 1980 г., утверждает, что “в 1844 г., по окончании пророческого периода 2300 дней”, Иисус “вступил во вторую, заключительную стадию Своего искупительного служения”, которая является “частью полного уничтожения всех грехов”. Кроме того, “судебное следствие показывает небесным разумам, кто среди мертвых спит во Христе и, следовательно, считается достойным стать частью первого воскресения. Оно также показывает, кто, среди живущих во Христе, соблюдает заповеди Бога и веру Иисуса” 50 . Судебное следствие началось в 1844 году и продолжается до сих пор. Как объяснила Елена Уайт в “Великой борьбе”, это судебное следствие предназначено для всех, кто верил в Иисуса... начиная с тех, кто жил на земле вначале”. Иисус служит защитником всех этих верующих. Когда перед Ним открываются их имена, начинается тщательное исследование их добрых и плохих дел, записанных в “книге”, о которой говорится в Откровении 20:12. Во время следствия “имена принимаются, имена отвергаются”. Отвергнутые — это те, у кого “в книге записей остались грехи, нераскаянные и непрощенные”. Принимают тех, кто “истинно раскаялся в своих грехах и верою принял кровь Христа как искупительную жертву... и чей характер находится в полной гармонии с законом Божьим”. Только у них будут “удалены все грехи, и сами они будут признаны достойными вечной жизни” 51 .

“Законченная работа” Христа и “удаление” грехов

Для ученых, изучающих Библию, одним из наиболее спорных аспектов доктрины судебного следствия является явное отрицание “завершенной работы” Христа на кресте. В этой доктрине, характерной для Адвентистов седьмого дня, проводится четкое различие между прощением грехов и удалением грехов. Искупительной жертвы Христа было достаточно для прощения грехов, но не для их удаления. Это положение объясняется в книге Questions on Doctrine (“Вопросы по доктрине”): “Таким образом, непосредственное удаление греха не может произойти одновременно с его прощением, потому что на окончательное решение могут повлиять последующие дела человека. Вместо этого, грех продолжает числиться за человеком до конца жизни, по сути, в Писании сказано, что он остается до суда”52 . Даже после того, как имя умершего человека прошло через судебное следствие и было принято, грех удален еще не полностью. Это произойдет только тогда, когда Иисус возложит грехи “на сатану, который, по приговору суда, должен понести окончательное наказание”, так как именно он является “инициатором и подстрекателем греха”. Козел отпущения, на которого были возложены грехи Израиля, был изгнан прочь... Сатана, неся на себе вину всех грехов, которые он заставил совершить Божьих людей, будет на тысячу лет заключен в недра земли”53 . Эта теория о “козле отпущения” заимствована из Левита 16:8, и большинство людей, изучающих Библию, не считают ее правильной интерпретацией Писания. Рассмотрев принципы этой доктрины, Энтони Хоукема пришел к выводу, что “точка зрения Адвентистов седьмого дня на искупительную жертву Христа содержит в себе противоречия. Настаивая на том, что искупительная смерть Христа была достаточной для искупления павшего человечества, они решили добавить к этой основной доктрине исторического христианства учение о судебном следствии и возложении грехов на сатану”. Это учение о том, что “грехи всех людей должны быть возложены на сатану, — уверяет он, — отводит сатане исключительную роль в уничтожении грехов, тем самым отрицая вседостаточность Христа”54 .

Страх перед изменением традиций

Для многих лидеров Адвентистов не имело ровно никакого значения, какие аргументы приводили Дезмонд Форд и другие, чтобы опровергнуть учение о судебном следствии. Оно считалось одним из основополагающих аспектов Адвентистского движения, не подлежащим изменению, о чем говорилось в одной из передовых статей в “Адвентист Ревью”: “Нужно принять эти основополагающие доктрины и твердо их придерживаться, не только формально, но и по божественному наставлению, данному нам при основании движения, ставшего нашим. Таким образом, мы становимся частью этого движения; и доктрины, составляющие основу движения Адвентистов седьмого дня, делают также и нас Адвентистами седьмого дня”55 .

Примирение с евангелическими христианами

Доктрина судебного следствия намного более, чем что-либо другое, отделяет Адвентистов седьмого дня от традиционного евангелического христианства, и отлучение от церкви Дезмонда Форда и других реформаторов только увеличило это расхождение. Тем не менее, дух враждебности между двумя лагерями существенно поутих в последние десятилетия, после серии встреч, состоявшихся в 1950-х и давших возможность для откровенного обсуждения существующих различий в доктринах. Лидеры протестантской церкви, в том числе Дональд Грей Барнхауз, Рассел Хит и Уолтер Мартин, встретились с лидерами Адвентистов. Пообщавшись друг с другом, обе стороны пришли к взаимному согласию о том, что находятся гораздо ближе друг другу, чем это раньше предполагалось. И, хотя евангелисты в целом согласились с тем, что Адвентисты придерживаются доктрины оправдания по вере, тем не менее, у них все еще остались разногласия по некоторым существенным вопросам: “условной безнравственности”, по доктринам субботы седьмого дня, судебного следствия и работы Христа как священнослужителя в небесном святилище, а также по концепции “особых людей для особого послания особого времени”56 .

Суббота в седьмой день и другие характерные особенности

Отличительной чертой движения Адвентистов седьмого дня, с которой оно сразу же ассоциируется, является их поклонение и отдых в субботу. Многие евангелические христиане считают поклонение и отдых в субботу не таким уж важным аспектом, и уж никак не поводом для того, чтобы приписывать этому движению характеристики культа. В самом деле, до Адвентистов седьмого дня уже существовали баптисты седьмого дня.

Различие между нравственным и церемониальным законом

Основанием для соблюдения субботы является не еврейский закон, а, скорее, закон нравственный. Адвентисты проводят между ними четкое различие. Они считают, что “эти вечные нравственные принципы являются и остаются неизменными”, и что “суббота берет начало от недели сотворения, она неизменна и вечна”. И далее они утверждают, что “поскольку суббота была установлена при сотворении мира, она является неотделимой частью первоначального плана и замысла Бога для человека”57 . В ответ на их различие между церемониальным и нравственным законом, Уолтер Мартин писал, что, “хотя в Пятикнижии и существуют нравственные и церемониальные аспекты закона, также как гражданские и судебные, нигде в Библии не сказано, что существует какое-то противопоставление церемониального и нравственного закона. Вся Библия учит тому, что “закон дан через Моисея” (Иоанна 1:17), и он, по существу, является единым целым”58 .

Исторические доводы в пользу субботы

С исторической точки зрения Адвентисты седьмого дня утверждают, что соблюдение субботы практиковалось в ранней церкви, и “первым церковным писателем, о котором точно известно, что он учил, что соблюдение субботы было перенесено Христом на воскресенье, был Евсевий Кесарийский... во второй четверти четвертого века”. Также они цитируют Августина Иппонского, который говорил о христианах, постящихся в седьмой день. Как произошло изменение субботы на воскресенье? “Мы, Адвентисты, считаем, что произошло совершенно неполномочное, незаконное и неправомочное изменение субботы католиками или Великим Римом, вероотступничество, предсказанное в пророчествах Даниила”59 . Большинство ученых и историков, изучающих Библию и церковь, отвергают утверждение Адвентистов о том, что ранняя церковь хранила субботу до того, как это было изменено Римско-католической церковью в четвертом или пятом веке. Дж.К. Ван Баален пишет, что во времена Нового Завета “произошло постепенное, почти незаметное изменение седьмого дня на первый день недели”. Начало этому было положено, когда воскресший Христос пришел к Своим ученикам в первый день недели и позже, когда Павел встретился “в первый день недели для преломления хлеба” с верующими в Троаде. Павел также призвал церковь в Коринфе собирать пожертвования для нуждающихся в первый день недели. “Ранние работы отцов церкви”, написанные вслед за эпохой Нового Завета, “содержат огромное количество ссылок на воскресенье как на день субботний, который соблюдали в их время”. И источники этих ссылок весьма разнообразны: от “Послания Варнавы” (100 г. после Р.Х.) до Евсевия (324 г. после Р.Х.). Эти источники свидетельствуют о том, что и суббота, и воскресенье соблюдались христианами так, “как еврейская церковь вначале соблюдала обрезание и крещение, но позже осознала, что одно заменяет другое”60 .

Сон души

Вера в «сон души» является еще одним аспектом доктрины Адвентистов, часто оспариваемым библейскими учеными, не принадлежащими к движению. Защитники этого положения уверяют, что их позиция основана на Библии и является вполне логичной. Душа, также как и тело, находится в бессознательном состоянии: “Смерть — это настоящий сон, — пишет Карлайл Хайнес, — сон глубокий, бессознательный, непрерывный до самого пробуждения в момент воскресения”. И далее он доказывает, что “язык Библии ясно показывает, что спит именно весь человек, а не какая- то его часть. Нет и намека на то, что у человека спит только его тело, а душа при этом бодрствует и находится в сознании. Из всего этого мы можем сделать заключение, что человек спит в своей смерти”61 .

Вечное наказание

Адвентисты седьмого дня также не согласны с многими традиционными теологами, придерживающимися того мнения, что Библия учит о сознательном и вечном наказании неверующего в аду. В первом томе Questions on Doctrine, опубликованном в 1957 году с той целью, чтобы ответить на вопросы ведущих лидеров евангелической церкви, приведены пять доводов в защиту такой позиции: “1. Поскольку жизнь вечная — Божий дар (Рим. 6:23). У грешников этого нет — они “не увидят жизни” (Иоан. 3:36); “никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей” (1 Иоан. 3:15). 2. Поскольку вечное наказание увековечит и обессмертит грех, страдания, плач и всякие противоречия. Мы верим в божественное откровение, в котором говорится о том времени, когда ничего этого больше не будет. (Откр. 21:4). 3. Поскольку нам кажется, что ад — это чумное пятно на вечной вселенной Бога, и это, по-видимому, свидетельствует о том, что Сам Бог не может его уничтожить. 4. Потому что в мыслях наших это умаляет любовь, присущую Богу, и порождает концепцию гнева, который в дальнейшем уже ничем не усмирим. 5. Поскольку Писание учит нас тому, что искупительная работа Христа на кресте заключается в том, чтобы покончить с грехом (Евр. 9:26), изъять его — вначале из каждого человека, а в конечном итоге, и из всей вселенной. Весь результат жертвенной и искупительной работы Христа будет виден не только в искупленных людях, но и в восстановленных небесах и земле (Еф. 1:14)”62 .

Проповедь по всему миру

Хотя Адвентистов седьмого дня нельзя назвать культом в том же смысле, что мормонов и Свидетелей Иеговы, тем не менее многие миссионерские организации не считают их принадлежащими к евангелической пастве. Таким образом, обширная миссионерская деятельность этой церкви часто рассматривается как угроза для христианских миссий. Недавние статистические исследования показали, что это движение действует приблизительно в двухстах странах (почти во стольких же, что и Свидетели Иеговы), и ведет проповедническую деятельность приблизительно на 600 языках. Миссионерской деятельности стали придавать большое значение уже давно. Елена Уайт неоднократно писала о миссиях и призывала своих последователей сделать миссии приоритетом церкви. “Обязанность каждого христианина, — писала она, — приложить все усилия для того, чтобы повсюду распространять истину. Христос заповедал Своим ученикам идти в мир и проповедовать Евангелие всем народам”. Почему? Потому что “враги Бога ежедневно направляют все свои силы на то, чтобы сокрыть истину и поработить души людей”. И какую же истину они стремятся сокрыть? “Они хотят установить ложную субботу” — вот что имела в виду Уайт63 . Несмотря на то, что Уайт так заботилась о распространении истины по всему миру, Адвентисты седьмого дня весьма неохотно принимали участие в миссионерской деятельности за границей. В конце концов, в 1890-х годах к этой работе стали относиться по-настоящему серьезно, но только в первые два десятилетия двадцатого века, под руководством Артура Даниелса, первого миссионера церкви в Новой Зеландии, иностранные миссии стали основным направлением движения, и церковь с жаром включилась в грандиозную всемирную кампанию по евангелизации, в ходе которой исколесила весь мир с проповедями о здоровом образе жизни и заразила множество людей рвением к евангелизму64 . Наиболее поразительной чертой Адвентистских миссий является их гуманистическая направленность. Медицинская деятельность была всегда тесно связана с миссионерской проповеднической деятельностью, а в последние годы к этому добавились еще и другие не связанные с проповедью служения. По всему миру церковь содержит около ста пятидесяти больниц и санаториев и более двухсот пятидесяти клиник и диспансеров65 . В Японии кроме больницы есть еще фабрика по изготовлению здоровой пищи, колледж и несколько англоязычных школ, которыми руководят студенты-миссионеры, решившие на несколько лет прервать свое образование в американских колледжах, чтобы поработать с японскими школьниками. Однако, несмотря на такие огромные расходы, церковь Адвентистов седьмого дня в Японии остается небольшой, она насчитывает менее ста церквей с общим числом членов приблизительно в десять тысяч. Одной из наиболее уникальных медицинских и миссионерских программ, проходящих под руководством Адвентистов седьмого дня, была плавучая клиника на реке Амазонке. Это дело было начато в 1930-х годах Джесси и Лео Хэлливилл, медсестрой и инженеромэлектриком. Со своим девятиметровым плавучим домом-клиникой они путешествовали вверх и вниз по реке, оказывая простейшую помощь в тех районах, где люди умирали от голода, оспы, сифилиса, нематоды, проказы, малярии и других тропических болезней. После двадцати пяти лет служения, Хэлливиллы “уволились, чтобы начать в Рио-де-Жанейро новую работу по руководству деятельностью всех плавучих медицинских центров в Южной Америке. Однако прежде чем они ушли, к этой работе присоединились многие другие, и Амазонка буквально наводнилась плавучими клиниками66 . Было бы ошибкой предполагать, что миссионерская программа Адвентистов по своей природе имеет исключительно гуманистическую направленность. Основным ее направлением была проповедническая деятельность — направлением, о котором в 1982 г. говорил президент движения, когда он объявил о начале всемирной кампании, целью которой было приведение в лоно церкви еще миллиона людей. В статье под названием “Время жатвы”, президент Нилл Уилсон писал: “Если вы шли в ногу с деятельностью церкви Адвентистов седьмого дня, то вам, конечно же, известно о плане, в соответствии с которым вся церковь должна принять участие в тысячедневной жатве. Для этого необходим каждый из нас, и каждый должен принять в этом участие. В результате того, что мы объединили наши усилия по массовому и индивидуальному благовестию, мы призвали благословение Святого Духа и решили молиться за спасение, в среднем, тысячи душ в день на протяжении тысячи дней”67 . Хотя, с точки зрения доктрины, они во многом схожи с евангелическими протестантами, тем не менее, Адвентистам седьмого дня на протяжении более столетия приходилось нести позорное клеймо культа, и это позорило их как на родине, так и за рубежом. Однако их миссионерская программа намного обширнее большинства программ других протестантских деноминаций, и она продолжает расширяться, несмотря на споры о достоверности учений миссис Уайт, и обоснованности доктрины судебного следствия, бушующие в высших инстанциях церкви.

Культ или протестантская деноминация?

Из этого краткого исследования Адвентистов седьмого дня видно, что не всегда можно четко определить, является религиозное движение культом или нет. Это относится и к движению Адвентистов, поскольку оно весьма неоднозначно: его исторические корни более “культичны” нежели современная деятельность. Но и современная деятельность запятнана недавним отлучением от церкви тех, кто поставил под сомнение авторитет Елены Уайт и истинность доктрины судебного следствия. Однако Адвентистов седьмого дня оценить весьма сложно, поскольку некоторые члены этой церкви часто исповедуют веру, которую сложно отличить от ортодоксальной евангелической веры. Церковные служения также очень схожи или даже идентичны служениям евангелических церквей, даже гимны и проповеди звучат очень похоже. “Мы похожи на членов культа? Нас считают людьми со странными убеждениями? — спрашивала Марти Фокс, жена пастора, у пришедшего к ней репортера. — Если бы люди просто пришли и стали поклоняться с нами, они увидели бы, что мы убежденные протестанты. Мы хорошие христиане”. О том же беспокоился и профессор Эндрюского университета: “Мы считаем себя протестантами того же направления, что и лютеране, методисты и кальвинисты. Если вы поймете, во что мы верим, то увидите, что мы не такие уж странные люди”68 . В самом деле, если не слишком акцентировать внимание на определенных доктринах Адвентистов седьмого дня, то большинство евангелических протестантов, возможно, почувствовали бы себя гораздо уютнее на службе в Адвентистской церкви, нежели в либеральной “ортодоксальной протестантской церкви”.

Категория: Мои статьи | Добавил: elen-wite (29.02.2008)
Просмотров: 2041 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]